суббота, 12 марта 2016 г.

Итоговое интегрированное занятие "Сказочный край самоцветов"

            

Итоговое интегрированное занятие
"Сказочный край самоцветов"
Цель: закрепить знания детей о творчестве П.П. Бажова, доставить удовольствие от вхождения в мир сказки и театрального действия.
Задачи:
S  закрепить умение воспринимать и понимать сложный художественный текст;
S  формировать понятие общечеловеческих ценностей: щедрость, трудолюбие,
взаимопомощь;
S  предоставить возможность вхождения в бытовую среду Урала 19 века,
возможность слышать уральский говор, действовать старинными предметами;
S  развивать творческие способности детей, предоставить возможность вхождения в
образы героев сказок, выражение их в танце, песне;
S  объединить героев сказов, сделать их близкими друг другу и детям.


Ход занятия:
Ведущий: Дорогие мамы! Сегодня в День Матери мы пригласили вас в наш зал, чтоб вы хоть на один вечер забыли свои заботы, домашние хлопоты, почувствовали себя самой любимой, самой дорогой Мамой! Сегодня праздник, а в праздник принято дарить подарки. Мы решили не отступать от этой замечательной традиции и приготовили вам в подарок сказку. Итак, начинается волшебство.
Вед: «В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов».
Дети в русских костюмах заходят в зал под русскую народную музыку, останавливаются полукругом.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы любите ходить в гости? А что вы делаете в гостях? (Ответы детей: поем, играем, смотрим м/ф) 
Вот и мы сегодня с вами пойдем в гости. Но в гости не простые. Мы попадем в волшебную страну уральских Сказов. Попасть туда не сложно. Нужно быть добрым, честным, щедрым, трудолюбивым, верить в чудеса и
помогать людям. Только тогда жители этой чудесной страны станут для нас друзьями. А проложил нам путь в эту страну уральский сказочник П.П. Бажов.
Песня: «Пошла млада за водой...»
Дети садятся на лавки.
1 реб.: Недалеко от Исети -
Старый дом и сад густой
Там шумит веселый ветер
Беспокойною весной
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной
В этом доме жил волшебник -
Мудрый сказочник седой...(презентация на экране, (см. приложение))
2 реб.: След копытца серебрится,  
Вьется змейкою в ночи,
Огнивушкою кружится
Пламя жаркое в печи.
Ящерки мелькнули разом
Встал Данила над Цветком...  
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
Кошка-Муренка: Мрр...правильно говорите, мрр...
Ведущий: ребята, а кто там на печи лежит? Да ведь это же Муренка. Как же ты Муренка к
нам попала?
Кошка-Муренка: А это не я к вам, а вы ко мне в гости пожаловали. Сами же в сказку хотели. Да только и не совсем это сказка, а сказ. Ведь это было и на самом деле. Правда очень-очень давно... более ста лет тому назад. А жили в то время в этих местах люди разные. Одни трудолюбивые и честные. Любая работа у них спорилась. А какие чудесные вещи они изготовляли. Здесь и Каменный цветок, и Малахитовая шкатулка, и змейка с изумрудным глазком, и веточка крыжовника, как будто сама в рот просится, ягодки прозрачные, даже семечки видны.
Про одну такую ягодку, девочки нам споют.
Песня «На горе то калина...»
Другие люди завистливые и жадные, сами трудиться не хотели, а богатством владеть - пожалуйста. Да только наказаны они были за свою жадность-то. Ведь не зря эти богатства несметные добрые силы охраняли, да стерегли.
А знаете ли вы их? 
(Ответы детей: Огневушка-Поскакушка, Голубая Змейка, Золотой полоз, «Бабка-Синюшка» и сама Хозяйка Медной Горы)
Кошка-Муренка:  Мур... правильно  говорите.  Правильно.  Умненькие ребятки, благоразумненькие.  Да вот хочу я узнать, внимательные ли вы. Все сказы у меня перепутались, сможете ли вы их разобрать?
Ведущая: Не сомневайся, Муренка. Сейчас ребята мигом разберутся.
(Перепутаны названия сказов, собрать карточки правильно)
Каменный мастер
Горный цветок
Синюшкино копытце
Колодец огневушка
Малахитовая змейка
Голубая шкатулка
Кошка-Муренка: Спасибо, ребята за помощь.
Ведущий: Спасибо, кошка-Муренка, за рассказ за твой поучительный. Пора нам в путь.
Кто в путь-дорожку не идти боится
На две команды пора разделиться!
Названия выбрать из сказов хотим,
Пусть нам поможет Дедко Ефим (ребята делятся на две команды).
Дедко Ефим: Здравствуйте, ребятушки! Как называться хотите. Кого в помощники возьмете, чтобы вас оберегал, трудности преодолевать помогал? (команды выбирают названия по сказам Бажова, например: Огневушка-Поскакушка, Каменный цветок и т.д.)
1 конкурс. 
Козлик по лесу скакал,
Да все ножкой ударял.
Как ударит, успевай
Самоцветы собирай!
Задание: кто больше соберет самоцветов (кубиков) в корзинку (один игрок может взять только один кубик и передать эстафету следующему). Конкурс длится, пока играет музыка. Выигрывает тот, у кого больше собрано кубиков.
Дедко Ефим: Молодцы, ребятушки. Много собрали самоцветов. А знаете ли вы как они
называются?
2 конкурс. Надо собрать из букв названия самоцветов и прочитать.
 1 команда - Лазурит
 2 команада — Родонит
Кошка-Муренка: Мрр.. .правильно говорите, правильно.  t
Дедко-Ефим:
Широко-далеко пораскинулся
Богатырь великий - Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные
В тайне синих гор щедро он собрал!
3 конкурс. Вот оно богатство нашего Урала!
Дедко-Ефим: показывает камень - дети называют. За каждый названный правильно камень, присуждается 1 очко. (Ответы детей: яшма, лазурит, малахит, родонит, змеевик, горный хрусталь)
Дедко-Ефим: а теперь присядьте, ребятушки! Отдохните с дальней дороги, погрейтесь у костра, (звучит тихая музыка, треск поленьев)
Дедко - Ефим: Согрелись, ребятушки?
Дети: Да!
Дедко-Ефим: А коль телу тепло, так и душа поет.
Песня: «Как на тоненький ледок»
Дедко-Ефим: Хорошо поете, ладно да складно.
Ведущий: Спасибо, Дедко-Ефим, на добром слове. Расскажи нам о житье-бытье в старину.
Дедко-Ефим: проживали здесь люди знатные: мастера великие, да затейники. Чудеса творили презанятные, с огоньком, с задором, с умелинкой. Но особый рассказ об Огневушке-Поскакушке! Это знак на золото в виде огненной, (музыка, появляется Огневушка) 
Танец Огневушки-Поскакушки.
Ведущий: Здорово танцует эта Огненая девчушка. Но и наши ребята - не лыком шиты. Посмотри, какие они пляски танцуют.
Танец « Я за, что люблю Ивана»
Садятся на лавки.
Реб: 
«Широко, далеко пораскинулся
Богатырь великий - Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные
В тайне синих гор щедро он собрал!
Реб: То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу - Гумёшки,
Прославил этот камень неспроста.
Реб: В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях, прославивший Урал?
Дети: малахит.
Торжественная музыка, фанфары. Появляется «Хозяйка Медной Горы».
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, дети, здравствуйте взрослые! Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам
оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!
(Звучит русская народная музыка).  
Хозяйка Медной горы открывает шкатулку.
Хозяйка Медной горы: а вот и первое задание.
Узнай сказ по одному слову.
ПАЛАТИ - это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».
БАЛАГАН - это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»
РЕШЕТО - это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок - перышки. «Синюшкин колодец»
Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры.
Дедко-ЕФим: (достает два обруча).
Хозяйка Медной горы: А это испытание вам от Голубой Змейки. Из ее кругов никто не выйдет, пока сама не изберет. Ну, а сели защитить кого надумали, то золотым обручем обовьет.
4 конкурс. Конкурс с обручами.
Сначала один ребенок бежит в обруче, потом возвращается, отдает другому (можно усложнить количеством детей, бегущих в обруче)
Дети садятся на лавки.
В моей волшебной шкатулке есть предметы из сказов, я предлагаю вам отгадать из какого сказа каждая вещь и кому она принадлежала.Чья вещь.
1. Пуговица - «Малахитовая шкатулка». (Подарок Танюшке от Малахитницы).
2. Брошь - «Горный мастер» (малахитовые бляшки, которые Катя вытачивала)
3. Молоток - «Каменный цветок» (инструмент Данилы-масгера).
4. Ящерка на камне - «Медной горы Хозяйка» (так в1-ый раз хозяйка показалась Степану)
5. Обруч - «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей)
Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)
Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)
Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)
Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)
Реб: На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!
Реб: Даже летом, даже в зиму
Веселится детвора
Танцевать мы все готовы
До рассвета, до утра.
Танец «Мягкий беленький снежок...»
Вот и закончился наш вечер! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
Спасибо и тебе Дедко - Ефим, за рассказы твои о родной земле.
А на прощание споем мы песню о России - матушке.
Песня: «У моей России...»
Дети кланяются и выходят из зала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий