суббота, 12 марта 2016 г.

Методическая разработка"Инженером быть хочу"

  

Методическая разработка"Инженером быть хочу"

Возрастная группа: 6-7 лет
Технология: игровая (сюжетно-ролевая профориентационная  игра) 
Цель: формировать готовность к общественно-значимым видам деятельности через знакомство с профессией военного инженера.
Форма НОД: интегративная деятельность
Форма организации: подгрупповая, групповая
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
Средства: карточки тематические, план-карта, карточки с топографическими знаками, разнообразные материалы для творческой деятельности (бумага, картон, клей, пластилин, досочки для работы, тряпочки для рук, салфетки, кисточки, краски, природный материал, карандаши, линейки, бросовый материал), строительный материал (конструкторы, кубики)
Наглядные: карточки тематические, план-карта, карточки с топографическими знаками.
Мультимедийные: ноутбук, колонки.
Литературные: стихотворение «Инженеры»
Задачи:
Обучающие: дать возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности военного инженера, углублять знания о  Российской армии.
Развивающие:  развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру; формировать умение использовать в процессе речевого общения образы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные: приобщать к нормам и ценностям общества, воспитывать уважение к защитникам Отечества; воспитывать способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; воспитывать уважительное отношения к мнению других, умение работать в команде.
1.     Пояснительная записка 
   Ещё в раннем возрасте  дети проявляют интерес к манипулированию с предметами, разбирая и собирая их. Им не терпится узнать, как всё устроено. Любимыми детскими игрушками становятся те,  с которыми ребёнок может совершать  познавательно-исследовательские действия. Недаром так популярен среди детей всех возрастов конструктор «Лего». Если понаблюдать, то можно заметить, что в определённый момент действовать по предложенному образцу становится скучно. Ребёнок начинает экспериментировать, создавать что-то новое, решая ту задачу, которую поставил перед собой во время игры. Именно здесь начинают формироваться те навыки, которые так необходимы инженеру: пытливость и гибкость ума, способность решить проблему, опираясь на полученные знания, интуицию, логическое мышление, творческий подход к достижению цели. Знакомство детей с профессиями происходит при наблюдении за трудом взрослых, которые его окружают. Прежде всего, это родители, ближайшие родственники, далее люди из социальной сферы: врачи, продавцы воспитатели. Чем взрослее становится ребёнок, тем шире его познания о труде взрослых. Но есть такие профессии, с которыми в виду объективных причин он встречается не так часто. К ним можно отнести и профессию инженера, знакомство с которой я предлагаю начать, обратившись к её истокам. Одна из любимых игр мальчиков это игра в «войнушку», в ней проявляется их гендерная принадлежность, развиваются такие моральные качества, как желание защитить, прийти на помощь, мужественность, формируется их гражданская позиция. Здесь будет полезно вспомнить, что профессия инженера зародилась именно как военная специальность. Таким образом, знакомство с ней поможет решить и такую  задачу как воспитание патриотических чувств, желание беречь и охранять свою Родину. 




Этапы
(последовательность) деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
1. Предварительный
1.Мотивация к деятельности: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

Сегодня у меня для всех желающих есть шевроны, надев которые вы становитесь полноправными участниками военной игры.
Вам интересно узнать, что они обозначают? 
Я обязательно расскажу вам, но чуть позже.


Выражают собственные эмоции, эмоционально включаются в действие

 2. Ориентационный
Ситуативный разговор

Какие военные специальности вам известны?
Как отличить один род войск от другого?
Какие, по вашему мнению, войска самые главные? Почему?
Но в каких бы войсках не служили защитники Родины, какими они должны быть?


Предлагают варианты ответов
3. Вводно-организационный
психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.
   

4. Ценностно-волевой
Двигательная деятельность






























И так, кто готов узнать военную тайну? Нам предстоит отправиться в путь, где нас встретят как трудности, так и новые знания и открытия.
(Ребята организованно проходят в спортивный зал, где их ждёт военная разминка.)
Зарядка
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи: 1. Способствовать развитию физических качеств;
2. прививать патриотические чувства.
Чтобы смелым, ловким быть,
Надо заниматься,
Чтоб потом с любым врагом
С мужеством сражаться,
Чтоб суметь в любом бою
Защитить Россию
Надо с детства укреплять
Здоровье, волю, силу.
1. « Пакет с донесением»
Чтоб пакет доставить в штаб
    К положенному сроку,
    Надо меньше времени
    Потратить на дорогу.
    Кто быстрее прибежит
    Тот сегодня победит.
   
 2. «Полоса препятствий»
    Труден путь к победе
     Надо постараться
     Через полосу препятствий
     Первым перебраться.
3.     Минное поле.
 Неприятель не дремал, весь путь заминировал, чтобы мы не смогли пройти.
Мины вовсе нам не страшны.
Мы сумеем их все обойти.
  4. «Сапёры»
   Кто больше обезвредит мин,
   Тот доступ к цели обеспечит,
    И сам вернётся невредим,
    И никого не покалечит.
5.«Переправа»
Переправа, переправа
Берег левый, берег правый
 Мы кирпичики возьмём
  Мост понтонный возведём.
Завтрак (привал).
"Солдатская каша"

Вхождение детей в игровую ситуацию.

Эмоционально включаются в общение.




























Ребята бегут с конвертом в руках до конуса, оббегают его, передают эстафету.









Перешагивают через кубики, пролезают под арками, ходят  по скамейке.



Пробегают до конуса и обратно, не наступив на "мины"по островкам безопасности (обручи)







Находят спрятанные в зале кубики, мячи, кегли и раскладывают их по корзинам.


Двигаются, вставая на кирпичики, передвигая их.
НОД
Познавательно -исследовательская деятельность (приобщение к социокультурным ценностям)
Презентация "Инженерные войска" (диск)http://www.youtube.com/watch?v=phNrFr0O8SMhttp://www.youtube.com/watch?
 Получают первичные знания о профессии военного инженера.


Мне доставлен пакет с приказом освободить крепость от неприятеля. Для этого потребуется помощь инженерной разведки, сапёров, понтонёров. Работа предстоит большая и чтобы справиться, нам надо разделиться на 4 отряда.
1отр. Восстановить карту из частей.
2отр. Запомнить топографические знаки и помочь             прочитать карту.
3отр. Построить понтонную переправу.
4отр. Разминировать подходы к крепости.



Участники игры делятся на группы по интересам.
1гр. Составляет целую картинку (карту) из частей. На карте имеются условные знаки, которые пока детям не понятны.
2гр. Рассматривают и запоминают топографические знаки: хвойное отдельно стоящее дерево, лиственное отдельно стоящее дерево, река, дорога, населённый пункт, мост и др. Рядом с топографическим знаком даётся рисунок данного объекта.
3гр. Строят мост из строительного материала и чертят его.
4гр. Рассматривает и запоминает, у каких объектах на карте находятся мины.

Все участники собираются вместе и, используя полученные знания, разминируют подступы к крепости( указывают по памяти местонахождения мин, рисуют их простым карандашом, сравнивают с картой минирования и, если все мины найдены верно - разминируют их (стирают). Подступы к осаждённой крепости свободны.

Прогулка
Прогулка: "Взятие снежной крепости".
Крепость обороняют, либо желающие из ребят этой же группы, либо из другой группы, либо взрослые (например, родители или воспитатели).
Стратегическая задача: выгнать неприятеля из крепости и водрузить флаг.
Тактические задачи: обеспечить свой отряд боеприпасами (налепить снежки), выбрать командира и распределить роли в игре, обеспечить сохранность боевого состава.

Рефлексия:
- что удалось в игре, а что бы сделали по-другому?
-       какие знания пригодились?
-       Какие военные специальности нужны при взятии крепости? Для каких заданий?
-       Что мешало в игре и почему?
-       Нужна ли стране сильная и грамотная армия и почему?
-       Как сделать так, чтобы не было войны?




 Делятся на две команды.
1 команда — защитники крепости.
2 команда — захватчики (освободители) крепости.

Готовят снаряды: лепят снежки. Строят хранилище боеприпасов. Охраняют его.

По сигналу начинается штурм крепости.

Заключают перемирие.
Продуктивная деятельность
Мы сегодня с вами были участниками  игры и узнали, как много должны уметь военные инженеры, но и в мирное время эта профессия очень востребована. Они всегда там, где нужна помощь. Военные инженеры спасают людей при стихийных бедствиях (наводнении, землетрясениях и других природных катаклизмах). Они возводят мосты, помогают строить дороги, дома, Они там, где нужны их знания и опыт. А ещё они придумывают и разрабатывают новую технику, как вы думаете какую?
А так же технику для мирной жизни, разрабатывают проекты мостов, дорог, зданий. Профессия инженер одна из самых мирных профессий на земле, потому что она созидательная, а от военных инженеров зависит ещё и оборонная мощь нашей страны.

Воспитатель предлагает стать детям  инженерами - изобретателями и, используя любой подручный материал, создать авторскую модель по выбору.

Воспитатель предлагает представить своё изобретение и описать его.

Вместе с детьми воспитатель создаёт музей инженерной мысли.



Высказывают свои предположения, основанные на полученных за день знаниях.
 Дети высказывают свои пожелания и интересы.




Дети предлагают варианты ответов (машины, танки, самолёты, ракеты, артиллерийские комплексы)












Воспитанники создают модели мирной и военной техники, зданий, мостов.



Рассказывают о своих моделях.


Дети расставляют свои поделки на выставку.
5.Рефлексирующий
Подведение итогов. Оценка результатов деятельности


























































6.Мотивационно- побудительный этап последующей деятельности
Чтоб строить город, нужен план.
Ведь без него никак:
Нельзя взять плиты и цемент
И сделать кое-как.
Строитель развернёт чертёж
Посмотрит, что за чем
Какой построить ему дом,
Чтоб не было проблем.
Чтобы стоял он долгий век,
Дарил людям тепло,
Чтоб жили дружно в доме том
Невзгодам всем назло.
Но, кто всё сможет рассчитать
Кто скажет почему?
В Москве мы строим небоскрёб?
Морской вокзал в Крыму?
Кто переправу возведёт?
И где была река
Уже воздвигнут чудо-мост
И ходят поезда!
Без инженеров ничего 
Построить нам нельзя.
С их помощью бегут в метро
По рельсам поезда.
Гудит проснувшийся завод,
По трубам газ идёт,
Растут большие города
Идёт  за годом год.
Чтоб инженером стать - учись,
Лениться ты не смей.
Зависит завтрашний успех
и от твоих идей!
-       Кому понравилось быть инженерами?
-       Кто такие военные инженеры?
-       Что они должны знать и уметь?








-       Хотите пополнить наш музей инженерной мысли новыми решениями? Тогда вам будет, о чём подумать дома.


Каждая игра когда-нибудь подходит к концу, закончилась и наша. Вы показали, что многому научились и поэтому принимаетесь в инженерные войска с вручением знака отличия.

Выражают положительные эмоциональные чувства.











































Дают варианты ответов.




















Получают знаки отличия

3 комментария:

  1. Подробное и увлекательное занятие на весь день. Я бы только презентацию сократила. Спасибо, возьму на вооружение.

    ОтветитьУдалить
  2. Побольше таких развивающих занятий нашим деткам не помешает. Мария У

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить