Уважаемые родители!В данном разделе для Вас размещены консультации, памятки и рекомендации педагога.
Мастер-класс для родителей "Игрушка ребенку"
На данном мастер-классе Юлия Викторовна рассказала родителям, как можно с пользой провести время с малышом, находясь в кафе, дома или в гостях. Родители изготовили из разноцветных салфеток и ниток различные игрушки своим детям.
ТУР ВЫХОДНОГО ДНЯ
(организованные экскурсии с родителями на Сысертский фарфоровый завод, дом-музей П.П.Бажова в Сысерти, Уктусский лесопарк)
Консультация для
родителей.
Тема:
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Цели:
-
заинтересовать родителей данной проблемой;
- дать родителям
знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии
ребёнка дошкольного возраста.
Чувство патриотизма так
многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими
словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать
богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных
тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни
народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно
говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное
наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет
сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а
его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах
детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости.
Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно
начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»-
Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках
патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и
дерево под окном, и родные
напевы. С
младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему
глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,
которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван
Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться,
показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие,
дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со
свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти
нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его
народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской
народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь
был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями
народа». Загадки,
пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком
легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к
отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу,
к своей
стране. Очень
рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно
оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к
конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево,
тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими,
родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и
природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с
Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни
наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за
главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям
трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес,
река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его
Родина. Взрослый
выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет,
регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и
в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают
у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как
готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни
которое постепенно воспитывает чувства
ребенка. При
воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к
событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их
интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств
происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к
родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако
неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым
воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность
своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное
чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной
близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства
защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви
к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо
своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее
дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники
урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию,
встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить
память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен
переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая
рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате,
который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать
детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а
являются началом патриотических чувств. Одна
из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все
создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство
стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему
героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм
военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о
своей работе, о том, что они делают, и для чего это
нужно. При ознакомлении
детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого
труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей
стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба.
Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и
смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В
патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм
волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к
подражанию. Читая детям рассказ,
стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать
кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться.
Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а
укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение
«Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает
восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага.
Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы
все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные
моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы
обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После
ответов детей можно прочесть произведение еще
раз. Одна из любимых
книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример
героизма. Любить
Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания
нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным?
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых
подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог
знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся
каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические
знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, -
это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными
патриотами.
Развитие пальчиковой моторики у дошкольника
Уровень
развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты
память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой
моторики руки — общая неготовность большинства современных детей
к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь
ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется
со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией
движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед
школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения
новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш. Задача педагогов — донести до родителей значение игр на развитие
мелкой моторики, помочь понять, что постоянная тренировка движений пальцев рук
повышает внимание, развивает память, слух и зрение. Простые движения рук
помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают
умственную усталость. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики
можно разделить на три части:1. Пальчиковая гимнастика; 2.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных
предметов; 3. Отработка графических навыков. Пальчиковая
гимнастика. Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно
с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать
пальчики с проговариванием стишков и потешек. Далее выполнять
комплекс гимнастики с проговариванием четверостиший. Упражнения для пальцев
и кистей рук с использованием различных предметов. Подготовка руки
к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу.
В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения
письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного
и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Очень важно
развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать
условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь
такие знакомые всем упражнения, как: Лепка. Просто замечательное занятие на
развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого
возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для
развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин
гораздо полезнее, чем мягкий импортный. Упражнения с бумагой:
1)
мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно
бросать в корзину с расстояния),
2)
рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук
лист и тянем в разные стороны.
3)
делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски,
затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке
в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек,
тучка).
Сортировка мелких предметов Очень важно, чтобы
малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного
захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим
и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты
и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого
упражнения. Вырезание ножницами. Вырезание различных фигурок из старых
открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих
первоклассников. Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного
вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.
Игры-шнуровки В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание,
происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика),
развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий
«вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на
формирование головного мозга и становления речи. А также, что не
маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают
усидчивость.Отработка графических навыков.Отработку графических навыков помогут
развить такие упражнения как: рисование линий, фигурных дорожек, контур,
штриховка в различных направлениях, рисование по точкам, раскрашивание.
Консультация для родителей
"Нетрадиционные
техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"
Наряду с традиционными методами
изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и
красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что
они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех
возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого
процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с
удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь
с живописью. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать
интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать
нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью.Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было
удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги.
Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! Дружите со своим
ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится.
Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что
ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась
вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного
художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!Нетрадиционные
техники рисования – это способы рисования различными материалами:
поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими
листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными
палочками и т.д. Для каждой возрастной группы они свои. С
детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
•
рисование пальчиками
•
рисование ватными палочками
•
тычок жесткой полусухой кистью
•
рисование ладошками.
Детей среднего
дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•
оттиск поролоном
•
печать по трафарету
•
свеча и акварель
•
набрызг
•
тычкование
В старшем дошкольном
возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
•
кляксография обычная
•
рисование зубочисткой
•
монотипия
•
батик
Каждый из этих методов - это маленькая
игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует
развитию координации движений. Рисование нетрадиционной техникой:
•
- способствует снятию детских страхов;
•
- развивает уверенность в своих силах;
•
- развивает пространственное мышление;
•
- учит детей свободно выражать свой замысел;
•
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•
- учит детей работать с разнообразным материалом;
•
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
•
- развивает мелкую моторику рук;
•
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал
ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать
психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Советы родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.)
необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание
творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой,
предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем
ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит
рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени
стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте
ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален! Известно, что рисование –
одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много
положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность,
воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся
малышу в дальнейшей жизни.
Консультация для родителей
будущих первоклассников.
В школе детей ждёт непривычная,
интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими
усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным
напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного
материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Школьные
трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто–то пройдет их
незаметно, а для кого–то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь
многое зависит и от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимает
ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного
интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли мы, что
начал года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников? Причем
приспособление к школе не заканчивается через неделю – две, для этого требуется
почти полтора месяца. Учитываем ли, что первые неудачи, помноженные на
непонимание и нетерпение взрослых, могут сломать малыша и надолго отбить охоту
учиться?Увы, мы, родители, чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя
оправдываем это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, наше
раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – все это дополнительные
стрессовые ситуации. Это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное,
что это только усугубляет трудности, создает новые проблемы. Вот еще что важно:
чем больше наши страдания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем
выше наш родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее
успехи, только успехи. К сожалению, желания родителей не так уж часто совпадают
с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение,
растерянность, когда у малыша, на которого Вы возлагали столько надежд, неудачи
следуют одна за другой. В будущем эти полезные навыки обязательно пригодятся –
помогут наладить общение с другими людьми и значительно облегчат жизнь будущего
первоклассника. Соблюдать гигиену. Все любят иметь дело с опрятными людьми.
Если с юных лет приучить ребёнка заботиться о чистоте тела, в будущем эта привычка
сослужит хорошую службу. Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные
правила необходимо довести до автоматизма, пока дети ещё маленькие. Если нужно,
повторять их сотни раз, необходимо впечатать в память: не перебегать дорогу на
красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами
согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнём и
т.д.Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребёнка подходить к
другим детям и спрашивать, можно брать на себя функцию лидера, что бы дети слышали
и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу. Уметь слушать. Это одно
из важнейших умений, которое пригодиться и в школе (воспринимать информацию), и
в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в личных отношениях.
Родителям важно самим внимательно слушать детей, а так же учить их ждать
очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными. Сосредотачиваться.
Научите детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредотачиваться на
одном деле, а по его завершении приниматься за дело. Класть вещи на место.
Приучая ребёнка убирать за собой игрушки и вешать одежду. Извиняться. Важно не
относиться к ошибкам, как к чему-то постыдному. Лучше ввести в лексикон
волшебное слово «извините». Это слово ребёнок должен слышать и от родителей.
Способность попросить прощение у того, кому сделал больно, поможет не только
наладить отношения, но и снять тяжёлый груз с души, когда чувствуешь свою
неправоту. Уважать своё личное пространство. Некоторым детям ничего не стоит
познакомиться с человеком и через пять минут сидеть у него на коленках. Но
совсем немногие люди готовы принять столь доверительное отношение. Поэтому
открытых детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать,
кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать. Выражать
свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначить, что
с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о
своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или
страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать
переживания внутри. Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо
поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в
дальнейшем дети не побоятся, задавать вопросы учителю и вообще будет легче идти
на контакт. Сострадать и сочувствовать. Помощь больному котёнку, покупка
продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребёнку
понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных
ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и
понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства. Питаться правильно.
Дети перенимают пищевые привычки родителей, поэтому, если хочется, чтобы малыши
ели здоровую пищу, начинать стоит с себя. Если в родительском рационе
присутствует только, полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы
ребёнку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы. Готовить еду. Дети
которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах,
могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными,
если родитель занят ли неважно себя чувствует. Дружить со спортом. Здорово,
когда спорт с детства часть жизни. Но если ваш ребёнок больше тянется не к
секциям, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам
зарядку поможет проснуться и привести мышцы в тонус. Знать цену
деньгам. Первое представление о деньгах ребёнок получит, играя в магазин,
но настоящую цену заработанному он узнает нескоро. Родительская задача - до
вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности.
Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета,
экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Доводить дело до
конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое
распространённое детское качество. Но его необходимо развивать, ведь в будущем
предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как
недостроенную башню. Чтобы ребёнок учился поставленной цели, нужно давать ему
простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении
трудностей показывать, как просить о помощи, как искать способ решения проблем.
И обязательно дать почувствовать удовлетворение от хорошо проделанной работы. Делиться.
Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребёнка делиться вещами,
если он этого не хочет. С этим не сложно согласиться: вряд ли мы сами отдадим
кому – то вещь, которая нужна самим. Но всё-таки есть большой смысл в том,
чтобы разделить что-то с другим человеком. Ещё Джек Лондон писал, что
милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её. Заботиться
о близких. Видеть, что кому то необходима забота и участие (заболевшей тёте,
другу, сломавшему руку) и просто так предложить помощь – очень важно и для
дружбы, и для будущей семейной жизни. Уметь говорить «Нет». Незнакомцу по
дороге из школы, который предлагает пойти с ним в неизвестном направлении.
Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдаёт. Ребёнок должен
понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в
целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному
времени. Не опаздывать. Непунктуальность – одно из самых больших раздражителей.
Она может подводить и ученика в школе и офисного работника. Поэтому с
медлительными детьми стоит выходить из дома на 10 минут раньше, готовить одежду
и учебники с вечера. А сами родители должны служить примером – всегда приходит
вовремя на дни рождения, дружеские встречи или к врачу. Верить в
лучшее. Оптимистам легче живётся, ведь в конце их тоннеля всегда есть
свет! Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется ребёнку, но мы
сможем вселять в него уверенность, настраивать на лучшее, верить в него и
собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Развитие пальчиковой моторики у дошкольника
Добрый вечер! Очень интересный материал, подобран хорошо.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьНужная и полезная информация.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юлия Викторовна за интересную и полезную информацию!
ОтветитьУдалить